Недавно в свет вышла книга историка РАН Галины Ульяновой, посвященной зарисовкам из жизни подмосковных жилых кварталов XIX века. В интервью газете "Ежедневные новости. Подмосковье" сам автор вспомнила одну из таких историй:
Я писала историю сел и деревень вдоль Ярославской железной дороги. Смотрела старые путеводители, мемуары людей. И вот в путеводителе было написано, что Мытищи прославились тем, что отсюда происходила кормилица царя Александра II - Авдотья Карцова. Напомню, что Александр II был назван народом «царь-освободитель», потому что при нем в 1861 году отменили крепостное право для 23 миллионов крестьян.
По легенде, рослая и статная Дуня, недавно родившая и кормившая «дитятю», приглянулась высокопоставленной барыне, проезжавшей через Мытищи. Барыня забрала ее в Петербург выкармливать своего ребенка. Интересный сюжет! Но как донести его до современного читателя? Нужны яркие слова. И вдруг в книге писателя Ивана Шмелева я эти слова нашла. Шмелев пишет, что вернулась Дуня в Мытищи «в лисьей шубе, и повадка у ней уж благородная набилась». Недолго побыла Авдотья в родных Мытищах. Вскоре забрали ее опять в Петербург, теперь уже выкармливать царского наследника.
Иван Шмелев вкладывает в уста соседа Авдотьи такие подробности пребывания мытищинской кормилицы при дворе: «Сперва в баню, промыли-прочесали, духами душили, одели в злато-серебро, в каменья, кокошник огромадный… Как показали ее всей царской фамилии – шабаш, из изборов избор! Сам Миколай Павлыч ее по щеке поласкал, сказал: «Как Расея наша! Корми Сашу моего, чтоб здоровый был». Вот и выкормила нам Лександру Миколаича, он всех крестьян-то и ослободил. Молочко-то… оно свое сказало!» То есть Шмелев объясняет метафизически: красавица-крестьянка выкормила царевича, а потом «молочко» кормилицы разбудило какие-то глубинные чувства человеколюбия у правителя. Забавно, интересно, конечно. А какой сочный русский язык.
Купить книгу Галины Ульяновой можно в интернет-магазине Ozon.ru за 779 рублей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий